Использование  информационных технологий в современной школьной библиотеке

       Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.                                  
                                       (Руководство     ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек)

             В контексте модернизации образования  и развития общества, экономика которого построена на знаниях, особенно значительные проблемы встают перед педагогами и библиотеками. Последние десятилетия в западных странах принимаются новые стратегии развития информационного общества, реализуются планы создания информационных магистралей, идет оцифровка культурного наследия, построения образовательных порталов, развитие дистанционного образования. Значительную часть этой работы делают библиотеки.

    В этой новой стратегии образования особое внимание уделяется исследовательской, практической деятельности учащихся, развивается метод учебного проектирования. Большое внимание уделяется самообразованию, самоорганизации познавательной деятельности, приобретению школьниками способности учиться непрерывно.

Иначе строится само основание учебной деятельности, взаимодействие учителя и ученика. Возрастает роль информационной образовательной среды, способствующей поиску и освоению учащимися новых знаний. Школьникам необходимы консультанты, помогающие работать с информацией, отбирать её, оценивать и превращать в собственные знания. В результате многократно возрастает роль школьной библиотеки и библиотекаря. Школьная библиотека постепенно становится центром образовательного процесса, ресурсной инновационной площадкой – местом, где идет работа школьников и учителей с информацией, индивидуальная работа школьников и работа по проектам.

    Библиотекарь организует процесс непрерывного обучения и консультирования школьников и учителей по работе с информацией – печатной, электронной, мультимедиа, электронными базами данных, Интернетом.

Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является не пассивное предоставление доступа к информации, а вовлечение учащихся в интенсивный процесс самостоятельного овладения знаниями. 

      «Концепция школьной библиотеки заключается не только и не столько в том, чтобы располагать возможностями предоставления информации в различных формах, но и в том, чтобы репрезентировать образы мира и культуры, которые должны быть «впечатаны» в сознание школьника» - Стельмах В.Д. Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый        центр:      перспективы      и      возможности [Текст]:выступление на  круглом     столе.       11окт.2007.Манеж//Школьная библиотека.- 2007.- №9.-С.114-115.

    Таким образом, хорошая школьная библиотека выполняет не  столько информационную, сколько формирующую функцию. Роль библиотекарей в развитии у школьников ключевых компетенций (читательской информационной грамотности и компетентности) остается пока недооцененной, а их ресурсы и возможности – недостаточно использованными.

 Школьная библиотека - центр образовательной среды в школьном образовании

Школьная библиотека – это информационно и технологически обогащённое пространство для школьников, учителей, родителей, всего образовательного сообщества. В настоящее время  библиотека гимназии ставит в центр своей деятельности читателя – школьника, а информационные технологии рассматриваются нами не как цель, а как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального потенциала мировой культуры, совокупного жизненного опыта поколений.                

      Главная задача  библиотечной деятельности в гимназии: ориентация  на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших ус­ловий для его личностного роста и самореализации. Специфика организации работы состоит еще и в том, что библиотекарь должен работать в тесном контакте с учителями. Для обеспечения более широкого доступа учеников к ИКТ с целью поиска информации, подготовки к урокам и дополнительным занятиям в читальном зале  оборудовано рабочее место ученика и учителя на базе библиотеки. Приобретен мобильный компьютерный класс AQUARIUS (10 ноутбуков), проектор, экран.

     В библиотеке происходит развитие качественно новых направлений деятельности и услуг, связанных с доступом к глобальным сетям и их информационным ресурсам.

    Гимназический web-сайт, URL адрес http://www.gogi1516.ru – библиотечная страница, а также собственный библиотечный сайт http://super-biblio1516.narod.ru стали современным каналом доступа к разнообразным библиотечным услугам, информационным ресурсам. Школьная библиотека стала местом  и естественного информационного пространства, первично необходимой для каждого школьника и педагога.

О библиотеке

      Школа без хорошей библиотеки так же противоестественна, как квартира без кухни. Хорошо организованная и удобно расположенная библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельности школы. Библиотека призвана быть сердцем и мозгом школы, местом, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где исподволь воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в самообразовании.

                                       Андерссон Я.А., директор шведской школы   

 

2.Опыт социального партнерства  библиотеки образовательного учреждения

Библиотечные ресурсы

Технология деятельности  библиотеки образовательного учреждения

Базы данных для библиотек образовательных учреждений

ИКТ в деятельности  библиотеки образовательного учреждения

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Яндекс.Метрика
Конструктор сайтов - uCoz